American Smooth – направление молодое, в России оно только начинает свой путь, но уже пользуется огромной популярностью. Что уж говорить о США, где данный стиль зародился и до сих пор завоевывает все больше и больше поклонников с каждым днем. Чем же привлекает American Smooth спортсменов и зрителей, а также чем он отличатся от уже привычных европейской и латиноамериканской программ, расскажет нам танцовщица высочайшего уровня, победительница более 50 престижных международных фестивалей, соревнований и чемпионатов Евгения Касанаве.
- Евгения, у вас огромный опыт в танцевальном спорте и шоу: Вы - вице-чемпионка Кубка Мира в программе «10 танцев», призер Чемпионата Европы среди «Профессионалов», участнцца более 200 крупнейших соревнований в мире бального танца. Чем же Вас привлекло это направление? Какое у вас было первое впечатление от American Smooth?
- Первый раз я увидела American Smooth вживую уже в Америке на национальном чемпионате. Он начинался с 1/8 финала, представляете! Это настолько много профессионалов танцует American Smooth в США! У меня, конечно, глаза разбежались. Настолько все разные, хочется посмотреть на все пары по отдельности, и на ту пару, и на другую; руки-ноги летают, настолько все красиво, музыкально. Я досмотрела до финала, конечно, и у меня столько вдохновения появилось после этого турнира – с одной стороны, это выглядит как шоу, а с другой – все танцуют мою любимую европейскую программу, которую я хорошо чувствую. При этом есть много эффектных латинских элементов: можно выбрать все, что хочешь, импровизировать; любое движение, которое ты хочешь вставить, не будет неправильным, а будет лишь выражением твоего состояния, твоих эмоций, твоего характера, стиля твоей пары. Честно говоря, я хотела попробовать это направление давно, еще танцуя в России, но в то время оно было абсолютно не развито. Потом я переехала в США, где изначально планировала соревноваться в европейской программе, однако после этого турнира меня «зацепило», я поняла, что хочу танцевать и American Smooth тоже. С тех пор я начала развиваться в American Smooth и параллельно продолжила свои успешные выступления на соревнованиях по спортивным бальным танцам.
- Чем American Smooth отличается от европейской программы танцев?
- Я сначала думала, что тут ничего сложного – стандарт, латина, все вместе перемешано, и я смогу танцевать легко, ведь изначально я танцую «десятку», но не тут-то было – техника сильно отличается. То, что я привыкла танцевать, не подходило – мир для меня как будто перевернулся, право теперь - не право, лево - не лево. Сложно объяснить словами, но ощущения в теле отличаются кардинально от привычной мне европейской программы. Те же самые шаги здесь мы танцуем в открытой позиции, с абсолютно другими принципами ведения и с другими шейпами – для меня это было просто переворотом в голове. Я пыталась влить эту в себя информацию как можно быстрее, усвоить ее, чтобы начать танцевать на турнирах, а после того, как основы улеглись, продолжала (и продолжаю до сих пор) развивать в себе ту свободу, которое мне дает смус.
- Расскажите о танцах в American Smooth - сколько их, в чем их особенность?
- Танцев в American Smooth всего четыре – это медленный вальс, танго, фокстрот и венский вальс - чему я очень рада, ведь четыре танца танцевать намного легче физически, чем пять. Отличие основное от классических бальных танцев – в музыке. Она более современная, имеет различные ритмы внутри одной мелодии. Например, танго больше похоже на некое электро-танго. Второе отличие музыки – это темп, она немного медленнее, чем привычная для танцоров-бальников. Это делается для того, чтобы успеть станцевать элементы как из стандарта, так и из латины. Танго и вальс по характеру очень похожи на европейскую программу, а фокстрот более игривый, нет протяжности и романтики, здесь больше какого-то флирта, заигрывания, есть элементы «старого Голливуда». Фокстрот в American Smooth более веселый, чем в привычном стандарте. Венский вальс – самый зрелищный танец в данном направлении, на мой взгляд. Он намного более разнообразный, чем в европейской программе, нет однообразных движений. Ведь что в классическом венском мы танцуем? Правый, левый, флекер, да и всё… А здесь наоборот очень много движений, интерпретаций, всё выглядит очень свободно, объемно. Что интересно, именно в венском вальсе больше всего мелодий современных исполнителей. Я, например, очень люблю танцевать под Эда Ширана и Кристину Агилеру.
- Что Вы можете сказать о костюмах в American Smooth? Отличаются ли они от костюмов танцевальных пар, исполняющих европейскую программу?
- Костюмы очень отличаются. Юбки у партнерш ближе к стандарту - чаще всего длинные, хотя у некоторых выглядят как длинная латина с разрезом, но во всех случаях длина основной части юбки – до щиколотки; а вот верхняя часть отсылает больше к латиноамериканской программе – часто платья ассиметричные, одна сторона открыта. Ограничений по костюмам строгих нет – можно выбрать любой стиль платья, при желании можно хоть в мини танцевать, лишь бы соответствовало стилю твоего танца. Стиль причесок и макияжа ближе к латинскому – более яркий, дерзкий, нет классики и сдержанности, присущих европейской программе танцев. Хотя опять же, рамок нет, некоторые девушки делают акцент на элегантность, чтобы подчеркнуть танцевальный стиль пары. Многие партнерши выбирают для выступлений прическу «мальвинка»: распущенные волосы очень эффектно смотрятся в танце, добавляют объема и легкости паре, а так как верхняя часть волос убрана, пряди не мешаются танцовщице.
- Опираясь на ваш богатый танцевальный опыт, вы наверняка сможете ответить на вопрос, кому же легче в American Smooth: стандартисту или латинисту?
- Это если мы не учитываем случаи, в которых, как у вас, есть сильнейшая база 10 танцев. Я бы сказала, и тем и другим непросто, потому что обоим нужно адаптироваться. У стандартистов есть хорошая база шагов, так как большая часть движений в American Smooth основана на европейской программе, но работа верхней части ближе к латине, и поэтому у стандартистов, которые привыкли все время держать руки в одной позиции, могут в начале работы возникнуть проблемы. Латинисты же знают, что делать с руками, но вот перенос веса, свинг, работу ног приходится подтягивать. Так что плюсы и минусы есть как у стандартистов, так и у тех, кто ранее специализировался только на латиноамериканской программе. Есть ли какие-то навыки, которые Вам пришлось нарабатывать, когда Вы начали танцевать American Smooth? Да, конечно. Я поняла, что в смусе я танцую очень много мужских шагов, то есть мужскую партию, которую раньше не танцевала, а вот теперь умею. Второй аспект – повороты, но не латинские, а больше с отсылкой к классической хореографии: например, у нас в вариациях много вращений на одной ноге вокруг своей оси. Конечно, ни стандартисты, ни латинисты такие повороты обычно не исполняют, пришлось учиться. Еще один момент – это самостоятельный танец, то есть я вроде танцую стандарт, но одна! Все партнерши меня сейчас поймут, это занятие не из легких. Кроме этого, очень непривычно переключаться с привычных фигур на шоуэлементы: танцуешь себе правый поворот, а потом нужно исполнить то самое вращение на одной ноге! Мне понадобилось время, чтобы научить и тело, и мозг перестраиваться.
- В заключении, чем вы объясните такую популярность American Smooth?
- Три года, как я живу в США и наблюдаю развитие этого направления… И я вам скажу, что смус всё ещё набирает популярность. Его и тогда танцевало большое количество пар, но сейчас профессионалов стало намного больше, очень хороших пар с каждым турниром больше, люди переключаются с классических бальных танцев на American Smooth, и образовываются очень интересные дуэты; например, партнер танцевал только стандарт, а партнерша – только латину. Таким образом, стили у пар в итоге получаются абсолютно разными. Каждая пара уникальна даже для того зрителя, который видит танцы первый раз в жизни, и это цепляет. Популярность растет не только в Америке, но и во всем мире, и это заслуга, во многом, еще и педагогов, которые развивают этот вид танца. Не знаю, чем именно объяснить такую популярность среди танцоров, но по своим ощущениям могу сказать, что в этом виде танца есть больше места импровизации и самовыражению, плюс это комбинация латины и стандарта, дополненная поддержками и другими эффектными элементами из разных видов танцевального искусства – танцуешь всё и сразу. Я могу вложить в танец максимум себя, а что еще нужно творческому человеку?