Многие талантливые танцоры переезжают из России в другие страны развивать свою танцевальную карьеру. Сегодня мы поговорим с Евгенией Касанаве - обладательницей серебряной медали Чемпионата России по 10 танцам, вицечемпионкой Кубка Мира в этой же программе, призером Чемпионата Европы среди «Профессионалов» о танцевальном спорте в США о том, как она нашла себя в одном из самых популярных на сегодняшний день танцевальных направлений – American Smooth.
- Когда Вы переехали в Америку, Вы наверняка заметили разницу между американской системой танцев и российской. Зная обе системы изнутри, успешно выступая на соревнованиях как в этих странах, так и по всему миру, скажите, в чем главные отличия танцевального мира Америки и России друг от друга?
- Самое большое отличие заключается в том, что спорт в Америке создает, в основном, профессиональный дивизион. Любительские пары есть, но основная масса танцоров выступает именно в категории «Профессионалы». Любителей много только на национальном чемпионате, когда они все собираются, а на большинстве турниров программа построена именно вокруг профессиональных дуэтов. В России, наоборот, «любителей» очень много, а вот «профессионалов» ощутимо меньше. Еще один факт – большинство дуэтов выступает сразу в нескольких категориях: мы, например, танцуем International Standard, International Latin, American Smooth и American Rhythm, плюс некоторые пары выходят на паркет еще и в категории «театральное шоу». Кроме того, в России самые престижные соревнования всегда проходят в Москве, и, чтобы танцевать много турниров, не обязательно много ездить, а в Америке все крупные соревнования «разбросаны» по штатам, приходится много летать именно внутри страны.
- Как так получилось, что после такой успешной карьеры в «классическом» танцевальном спорте и в шоу, Вы решили попробовать American Smooth?
- Всё началось еще с моим последним партнером в России – с Олегом Харламовым. Именно с ним зародилась сама идея начать танцевать в этом стиле. Олег ранее работал в Америке и танцевал смус со студентками, а позже рассказал мне об этом направлении. Мы очень успешно выступали в «десятке», были в финалах Чемпионата Мира и Чемпионата Европы и всегда думали о том, что было бы неплохо начать танцевать смус. Это было около пяти лет назад, а в то время American Smooth был был развит только в Америке. Мы смотрели много видео американских пар, анализировали… Танец профессиональных пар в этом направлении – это завораживающее зрелище. Мы думали, как бы и нам начать, ведь мы десяточники, а смус – это направление, которое включает себя обе программы (европейскую и латиноамериканскую), дополненные современной хореографией и другими стилями танца. Мы думали, что у нас неплохо получится, к тому же, мы много танцевали шоу, что тоже могло помочь нам развиваться в American Smooth. Для нашей пары шоу тогда было выражением индивидуальности, наших эмоций, ведь мы могли делать на паркете все, что хотели. Поэтому наши номера не были классическими, мы пытались привнести что-то новое в европейскую программу, что-то игривое, непохожее на стандарт, но с теми же шагами. Как я уже сказала, направление было развито только в Америке, в России в то время только ProAm- пары танцевали его, профессионалов совсем не было. Не было и педагогов, с кем можно было бы посоветоваться, какие схемы, хореографию поставить... К сожалению, с Олегом мы так и не стали танцевать American Smooth, но, разъехавшись, мы начали танцевать его в разных странах: я в Америке, а Олег в России. К тому времени Эльдар Джафаров вместе с Ольгой Краснянской организовали новую федерацию по American Smooth и American Rhythm и активно ее сейчас развивают, поэтому в России сейчас появляются профессиональные смус-дуэты, начали приезжать педагоги. Когда я приехала в Америку, я изначально планировала танцевать европейскую программу, думала, что буду развиваться именно в этом направлении, но после первого увиденного вживую турнира по American Smooth я решила, что готова танцевать именно этот стиль. Я нашла партнера, который уже давно развивался в данном направлении, он согласился встать со мной в пару, за что я ему очень благодарна, ведь у меня не было никакого опыта, несмотря на сильную базу в европейской и латиноамериканской программах.
- Евгения, вы за свою танцевальную карьеру участвовали в таком количестве турниров, что чувство волнения перед соревнованиями осталось в прошлом, однако, на первом турнире по American Smooth вы, наверняка, все же волновались. Расскажите о чувствах и эмоциях на первых соревнованиях.
- С моим первым партнером мы станцевали несколько турниров. Мои впечатления после первого были довольно интересные: во-первых, мы танцевали полуфинал в один заход, и для меня, как для любителя европейской программы, который привык все время стоять в рамке, чувствовать партнера на протяжении всего танца и расходиться только на поклон, было шоком количество летающих вокруг меня рук и ног (смеется). Паркет был довольно маленьким на том турнире, пар много, мы танцуем с партнером в открытой позиции довольно далеко друг от друга… В общем, это был очень интересный опыт. Мне тогда казалось, что все двигаются абсолютно в разных направлениях, ведь нет таких четких канонов, как в стандарте, при этом ты стоишь в шейпе одна, да еще и на одной ноге, а потом надо еще поддержки делать, двигаться, взаимодействовать с партнером, который стоит достаточно далеко, даже не так, как в латине. В латиноамериканской программе танцев танцоры стоят вертикально и, даже когда партнеры расходятся, они могут с легкостью контролировать местонахождение танцевальной половинки, да и пары вокруг двигаются довольно предсказуемо. В American Smooth для меня движение парконкурентов казалось хаотичным. Сейчас, с течением времени, я уже могу понять, кто куда, когда и зачем, но первый турнир для меня был полон неожиданностей со всех сторон. Несмотря на волнение - первый турнир в новом для меня стиле не мог не вызвать бурных эмоций - мы очень хорошо выступили, ну и после этих соревнований я поняла, что работать мне в этом стиле нужно очень много. В первую очередь, для того, чтобы быть довольной собой, показывать именно то, что я хочу, не бояться других пар, быть более открытой.
- Как развивалась ваша карьера в American Smooth далее?
- К сожалению, с первым партнером у нас не сложилась пара, мы протанцевали меньше года, и мне пришлось переехать – с восточного побережья на западное – где я нашла очень хорошего партнера, с которым продолжила изучение этого стиля. С моим нынешним партнером мы показали хороший результат уже на первом турнире. Мы с ним очень хорошо подходим в энергетическом плане – я первый раз почувствовала на первом турнире спокойствие именно благодаря ему. Я никогда в жизни не была настолько уверена и сфокусирована на первом выступления. У нас не было никаких ожиданий, мы просто вышли и танцевали, как могли, танцевали в свое удовольствие. В итоге этот турнир мы выиграли… Это был Rising Star, было достаточно много пар, начинали с ¼, и мы выиграли, совсем этого не ожидая. На следующий день мы принимали участие в открытом турнире и попали в финал, заняв там пятое место среди очень сильных пар. Сейчас, к сожалению, нет возможности танцевать на соревнованиях из-за ситуации с пандемией, но когда турниры возобновятся, мы продолжим наши успешные выступления. Несмотря на то, что я начала успешные выступления в American Smooth, я продолжаю выступать и на соревнованиях по танцевальному спорту. Моя карьера как «профессионала» продолжает идти вверх, и, хотя за спиной уже много значимых побед, я планирую продолжать эту «победную серию» как в категориях International Standard и International Latin, так и в Ameriсan Smooth. Наверняка на вашем танцевальном пути встретилось немало педагогов по American Smooth.
- Кто Ваши основные наставники?
- Первыми педагогами были Marianne Nicole De Palma и Dustin Rufus – этим двум людям я очень благодарна за то, что они меня ввели в этом прекрасный мир American Smooth, поверили в меня, помогали не только с профессиональной точки зрения, но и c моральной. Еще хочется упомянуть Olga Faraponova и Alexandra Perzu – они дали мне чувство свободы, того, что я могу привнести в смус как танцордесяточник, что я могу сделать на основе своей базы знаний, почувствовать, насколько объемно и свободно я могу двигаться. Ведь я являюсь чемпионкой мира по Профессионалам в соло-танцах и финалисткой Чемпионата Мира – этот опыт нужно было «приложить» к American Smooth, с чем Ольга и Александра мне как раз и помогали. И я очень благодарна Toni Redpath, с которой мы занимаемся сейчас. Она очень дисциплинированно подходит к American Smooth, занимается продвижением этого стиля, упорядочивает движения. После ее занятий у меня в голове сложилась четкая система, какие позиции бывают в American Smooth, в каких элементах какое должно быть расстояние между партнерами, какие фигуры входят в American Smooth, при этом она создает систему Global Smooth, дает названия движениям, как это сделали много лет назад в европейской и латиноамериканской программах. Для того, чтобы танцоры со всего мира понимали, что если это – «открытый променад», то это именно он, а не какой-то другой элемент с названием, которое понимают только американцы. Я думаю, это будет большой прорыв, потому что это даст возможность танцорам со всего мира изучить фигуры и понять разницу между этими элементами в европейской/латиноамериканской программе и этими же фигурами в American Smooth.
- Какой Ваш любимый танец?
- В стандарте любимым танцем у меня всегда было танго – экспрессивное, эмоциональное, страстное. Я могла быть более активной как партнерша, нежели в остальных танцах европейской программы. В латине мне больше нравилась румба – мягкая, нежная, романтичная. Что самое интересное, в American Smooth мне больше всего нравится смотреть венский вальс, а самой нравится танцевать фокстрот, потому что он чувствуется абсолютно по-другому, нежели в Европейской программе – он очень игривый в смусе, это придает танцу новые краски.
- Чтобы Вы посоветовали танцовщику, который думает о том, чтобы попробовать свои силы в American Smooth?
- Я бы посоветовала любому танцовщику попробовать себя в этом стиле, ведь танцевать разные стили всегда помогает развиваться в своем родном. Возможно, танцоры потом перейдут в American Smooth, потому что ощущение свободы, которое дает данное направление, ни с чем не сравнимо. Есть ощущение полета, есть возможность выражать себя в абсолютно любых движениях. Советую пробовать новое, искать свой стиль. После изучения технических аспектов танца нужно найти себя в этом танце. В American Smooth можно придумывать свои движения, и они будут только твои, не обязательно загонять себя в жесткие рамки, например, чтобы стопа смотрела только туда и больше никуда, а шейп был только влево… В American Smooth возможно все, и это очень здорово!